Каждый из нас воспринимает и усваивает информацию из окружающего нас мира по-разному. Эти каналы восприятия называют еще модальностями или репрезентативными системами. Чаще всего в литературе по нейролингвистическому программированию (НЛП) рассматривают три канала восприятия:
- Визуальный — В (зрительный). Кстати, большинство мужчин визулисты. Поэтому не зря говорят, что мужчины любят глазами. Для визуалистов важны зрительные образы, картины, свет, цвета, размеры. У них и в речи чаще встречаются такие слова, как «видеть», «темный», «яркий», «рисовать», «ясный», «смутный» и т.п.
- Аудиальный — А (слуховой). К этой группе, конечно, больше всего можно отнести женщин. Это про них говорят, что они любят ушами. Аудиалисты мыслят такими категориями как слуховые образы и звуки, интонации, музыка, а при разговоре часто употребляют такие слова, как «слышать», «звучать», «громкий», «мелодичный», «шумный» и т.п.
- Кинестетический — К (чувственный). Это внутренние ощущения, переживания, прикосновения, кожное и мышечное чувство. Слова, которые могут использовать: «чувствовать», «трогать», «теплый», «мягкий», «гладкий», «грубый» и т.п.
При этом необходимо иметь в виду, что, когда человек привычно для себя осознает только один из приведенных выше каналов восприятия (модальностей, репрезентативных систем), очень часто все его страдания и страхи накапливаются в другой репрезентативной системе. Например, если вы кинестетик и редко используете визуальный канал восприятия, картины могут быть только устрашающими. Вы как бы бессознательно избегаете сознавания в области этой системы для защиты себя. Если вы визуалист или аудиалист, а другая неиспользуемая репрезентативная система кинестетическая, то она приносит в сознание только плохие ощущения, чувства.
Посредством манипуляции модальностями можно улучшить свое настроение и общее самочувствие. Хотите попробовать? Вот несколько упражнений, которые используют простейшие техники НЛП.
Изменение событий
Давайте мы с вами рассмотрим, как обычно формируется та или иная ситуация. Ну, например, возьмем ревность. Все проходит в три этапа (В→А→К): визуализация, аудиализация и появляются чувства. На первом этапе человек, который ревнует партнера, представляет сцены измены (происходит визуализация). Страшно представить, если у него богатая фантазия. На втором этапе ревнитель слышит слова ласки, охи и вздохи и т.д. и т.п. (происходит аудиализация). А на третьем этапе достигается чувство ревности, то есть возникает определенная негативная ситуация в голове ревнителя. Эта цепочка одинакова для всех случаев. Возьмите любой другой пример и сами рассмотрите его.
Какие же изменения можно внести в эту цепочку событий, чтобы не травмировать себя?! Итак, на первом этапе происходит визуализация неприятных для вас моментов, они могут быть реальными или надуманными. Давайте вмешаемся в процедуру второго этапа и представим, что все навизуализированное вами на первом этапе происходит под какую-нибудь дурацкую и смешную музыку, чьи-то идиотские и веселые выкрики и т.п. Тогда на третьем этапе у вас будут совершенно другие чувства, будет просто смешно.
Мнимая болезнь
Немного другой пример. Очень часто мнительный человек, прочитав где-то о симптомах какой-либо болезни, вдруг начинает чувствовать эти симптомы у себя. Не зря говорят, что мысль материальна. Здесь могут быть такие этапы наступления события, то есть болезни. Вначале мнительный человек задает себе вопрос: «А вдруг у меня эта болезнь?!» (этап аудиализации, А). Затем он это визуализирует (В), то есть он уже видит себя немощным и больным настолько, насколько хватает у него фантазии. И последний этап – болезнь (этап кинестетики, ощущение боли, К). Здесь такая цепочка: А→В→К.
Как снять головную боль?
По всей вероятности могут быть и другие схемы формирования событий. Давайте рассмотрим, например, как снять головную боль, если она, конечно, не вызвана физическими изменениями в организме. Что обычно делают, когда болит голова? Мы не будем говорить о лекарствах. Человек старается отвлечься, почитать интересную книгу, посмотреть любимую кинокомедию, вспомнить приятный прошлогодний отдых на море и т.д. Как можно представить такую схему? Видимо, так: К→В→А→Ќ. Рассмотрим обозначения: К – ощущения, головная боль; В – визуализация: прошлогодний отпуск, отдых, море, пальмы и т.п.; А – звуки морских волн, крики чаек и т.п.; Ќ – новые ощущения, чувства, боль прошла.
Рассмотрим другие техники нейролингвистического программирования на практике.
Сила фотографии (визуальная модальность)
- Мысленно представьте себе картину, которая вызывала бы у вас умиротворение и радость, или вспомните приятные переживания из вашей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо. Обратите внимание, как картина выглядит, насколько улучшает она ваше настроение.
- Теперь мысленно сделайте эту картинку большой, в цвете и крупным планом. Обратите внимание на то, как меняются ваши чувства и настроение.
Пожалуйста, прежде чем читать дальше, попробуйте сделать это сейчас.
- Теперь возьмите свою фотографию и сделайте ее маленькой, тусклой и удалите ее от себя. Переключите ее из цветного режима в черно-белый и, если это кино, превратите ее в неподвижное изображение. Обратите внимание, что вы чувствуете, когда смотрите сейчас на нее. Ваши чувства стали сильнее или слабее? Более или менее положительные?
- Теперь поместите картину обратно так, как это было с самого начала. Произошли изменения в чувствах?
Для большинства людей их сильные и позитивные чувства делают картину большой, яркой, интенсивной и близкой. А слабые и менее позитивные чувства наоборот – маленькими, тусклыми, черно-белыми и далекими.
У людей, у которых постоянная хроническая депрессия, выработан своеобразный шаблон поведения, который превращает картины с приятными впечатлениями в небольшие, тусклые, серые и далекие картины. Когда они смотрят на свои воспоминания, ничто не заставляет их чувствовать радость и жизнь им кажется безрадостной. Такое простое упражнение с мысленной картиной позволяет избавиться от неприятных мыслей, душевных и психических травм и наоборот, испортить себе жизнь. Учитывая, что большинство из нас видит внутренние картины сотни и тысячи раз в день, старайтесь видеть их близко от себя, меняйте тусклые цвета на яркие и приятные вашему глазу. Это даст вам тысячу возможностей почувствовать себя счастливым.
Неприятная ситуация (визуальная модальность)
Другой вариант изменения отношения к неприятной ситуации.
- Мысленно представьте фотографию неприятной ситуации, случившейся с вами.
- Уберите себя с фотографии.
- Нарежьте фотографию на узкие полоски и сожгите их.
- Высыпьте пепел сожженной фотографии в унитаз и смойте.
- Заново представьте эту неприятную ситуацию. Она должна представиться уже более бледной, то есть она постепенно стирается из памяти.
Если ваши переживания еще сильны, повторите действия пунктов 1-5, пока вас это не устроит.
Работа с внутренним голосом (аудиальная модальность)
Были ли у вас такие ситуации, когда вы хотите что-то сделать, но внутренний голос говорит вам: «У вас ничего не получится», «Никому это не нужно», а может быть звучат более неприятные вещи? Есть ли у вас внутренний голос или голоса, которые заставляют вас чувствовать себя неприятно? Может быть, он или они все время вас пилят, критикуют или напоминают вам о совершенной в прошлом ошибке. Говорят, что и сейчас вы поступаете не правильно и, что в будущем можете совершить ошибку. Они, кажется, не очень дружелюбны к вам и даже, когда они дают «хорошие» советы, их трудно слушать из-за того, как они это делают.
- Прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Если у вас их несколько, начните с одного. Обратите внимание, откуда этот голос приходит. Вы слышите это в одно ухо или как-то по-другому? Чей голос вы слышите? Это ваш голос или чужой? Тон голоса дружеский или враждебный? Что он говорит?
- Как вы себя чувствуете, когда Вы слушаете голос? Найдите минутку, чтобы заметить это.
- Теперь переместите голос подальше в большой палец вашей ноги. Как изменит это ваше самочувствие? Что делать, если говорят в другое ухо? С другого конца комнаты? С другой стороны улицы?
- Попробуйте изменить уровень громкости. Добавьте некоторые искажения, как радио с плохим приемом. Как вы себя чувствуете сейчас?
- Поэкспериментируйте со звуком голоса. Если он говорит жестко, враждебно или произносит злые слова, пусть он скажет вам сладким, любящим и поддерживающим голосом. Шепотом? Пусть пропищит? Придайте ему глупый лепет, сопровождающийся такой же тупой музыкой. Как вы себя чувствуете, когда вы слышите это?
- Предложите внутреннему голосу, чтобы он впредь говорил вам, что вы делаете все правильно (не так, как раньше: «все неправильно»), чтобы вам делал полезные предложения, прежде чем вы допустите ошибку (вместо того, чтобы критиковать потом, когда уже слишком поздно), и говорил по-дружески, поддерживая вас, таким образом. Как вы реагируете?
Надеюсь, используя эту простейшую технику НЛП, вы сможете изменить ваши отношения с внутренним голосом, подружиться с ним и достичь внутренней гармонии. Внутренний голос, который поддерживает, поощряет вас и дает вам хорошие советы, может сделать многое, чтобы сделать вашу жизнь лучше.
Вы узнали, что даже небольшие изменения в способах обработки внутренней информации, может сделать большие изменения в вашем самочувствии и настроении.
Поэтому представьте себе, насколько хорошо вы будете чувствовать себя после того, как вы тонко настроите свои внутренние шаблоны, используя их десятки и сотни раз в день! Если вам нравится то, что вы видите и слышите, вы сможете почувствовать себя внутренне действительно лучше, поскольку Вы успешно сможете достичь своих целей.
Читайте еще по теме «Нейролингвистическое программирование»:
Спасибо,очень познавательно и интересно особенно практики.Кое чем я уже пользуюсь в своей жизни,но и новое что-то у вас узнала,попробую ,может поможет.
Благодарю, Анжелика, за комментарий. Надеюсь практики, приведенные в статье, помогут Вам.
Круто! Спасибо! действительно помогает поднять настроение и перевернуть ситуацию!
Еще хотелось бы узнать применение возможных техник НЛП относительно другого человека, что бы настроить его на хороший лад, спокойствие и устранить страхи.
Благодарю, Надежда, за комментарий. Постараюсь написать и об этом.
Спасибо.Очень понравилась статья. Заинтересовали практики.
Очень хорошо, Таис. Благодарю Вас.