Дорогие друзья, на моем сайте теме «эмоциональный интеллект» посвящено пять статей. Сегодня я хочу познакомить вас с книгой «Эмоциональный интеллект. Российская практика», которая значительно расширяет материалы моих статей в теоретическом, и особенно, в практическом плане. Я прочитал эту книгу и с удовольствием представляю ее вам.
Кому будет полезна эта книга? Да, практически всем. К величайшему сожалению, на протяжении всей нашей жизни, начиная с семьи, детского сада и заканчивая ВУЗом, нас учат, что эмоции необходимо сдерживать, особенно негативные. Но ведь эмоции неотъемлемая часть нашего существа, так сказать, краски жизни. Их надо не купировать, а умело управлять ими. Ведь без эмоций невозможно принимать ни одного решения.
В какие бы времена мы не жили рассчитывать только на свои интеллектуальные способности (IQ), какими бы они высокими не были, не приходится. Мы живем среди людей. С ними надо уметь общаться, понимать их, уметь бесконфликтно ладить с ними. Не менее важно и себя понимать, чтобы уметь адекватно общаться с другими. Все это зависит от уровня нашего эмоционального интеллекта (EQ). Конечно же, уповать только на него нельзя. Сочетание интеллектуальных способностей и эмоционального интеллекта позволяет добиться значительно б?льших успехов в жизни.
А можно ли развить свой эмоциональный интеллект? Этому собственно и посвящена книга наших отечественных авторов Сергея Шабанова и Алены Алешиной «Эмоциональный интеллект. Российская практика».
Авторы С. Шабанов и А. Алешина – тренеры-практики, написали книгу на основе своего практического опыта развития эмоционального интеллекта в рамках тренинговых и консалтинговых проектов компании EQuato. Это первая отечественная книга, показывающая как приложить накопленные знания в области эмоционального интеллекта к российской действительности. Книга помогает не только лучше понять других людей и, что немаловажно, себя.
Книга «Эмоциональный интеллект. Российская практика» состоит из пяти глав. Она написана простым, доступным языком и адресована широкому кругу читателей. Построена последовательно и логично. Достоинством книги является его практическая направленность, теория значительно подкреплена практическими рекомендациями и упражнениями. Она содержит большое количество примеров из нашей отечественной и западной практики.
С. Шабанов и А. Алешина опровергают существующие мнения о том, что «эмоциональный интеллект» является западной методикой, не применимой в российских условиях. Они показывают, что она даже более применима у нас, чем на Западе в виду большей открытости и эмоциональности русских людей.
Авторы предлагают читателю в зависимости от целей чтения книги, уровня их подготовленности в области эмоционального интеллекта, выбрать для себя один из трех возможных форматов чтения книги:
- «книга-лекция»;
- «книга-семинар»;
- «книга-тренинг».
В настоящее время ученые пока не пришли к единой модели эмоционального интеллекта. Учитывая, что С. Шабанов и А. Алешина являются практиками, они предпочитают вместо термина «эмоциональный интеллект» использовать «эмоциональная компетентность», рассматривая ее как «набор определенных навыков, связанных с эмоциональной сферой». Они предлагают свою модель эмоциональной компетентности, состоящую из четырех навыков:
1) умение осознавать свои эмоции;
2) умение осознавать эмоции других;
3) умение управлять своими эмоциями;
4) умение управлять эмоциями других.
Причем С. Шабанов и А. Алешина предупреждают, что осваивать эти навыки необходимо строго в указанной последовательности. К сожалению, у авторов здесь наблюдается некоторая терминологическая путаница, а именно «умение» называют «навыком» и наоборот. Это все-таки не совсем одно и то же. Однако это совершенно не умаляет достоинств книги.
Авторы книги последовательно показывают, как достичь вышеуказанных навыков эмоциональной компетентности. Естественно, прежде чем начать осваивать эти навыки, необходимо измерить начальный уровень своей эмоциональной компетенции. Однако, к сожалению, в России пока нет общепринятой методики оценки, как в случае измерения IQ. Сейчас в РАН РФ проходит обкатку один из признанных американских тестов MSCEIT на EQ. В стадии разработки есть и свои отечественные тесты. С. Шабанов и А. Алешина в начале 2-5й глав предлагают свои списки навыков в определенной области эмоциональной компетенции, по которым можно оценить себя по 10-балльной системе.
В любой ситуации присутствуют эмоции, ибо это реакция нашего организма на любое изменение внешней по отношению к нам среды. Авторы книги подчеркивают, что прежде чем научиться осознавать эмоции других людей, необходимо научиться осознавать свои. А, чтобы уметь это делать, надо знать классификацию эмоциональных состояний. В связи с отсутствием общепринятой классификации, авторы в рамках своей книги предлагают использовать максимально простую и удобную модель, состоящую из четырех классов базовых эмоциональных состояний: страх, гнев, печаль и радость. Внутри каждого класса приводится градация эмоций по степени их интенсивности от 0 до 100%. Авторы считают, что для осознания своих эмоций необходимы два инструмента: сознание и способность назвать эмоцию словом. Далее авторы предлагают способы для тренировки осознания и понимания своих эмоций.
Взаимодействие между людьми происходит как бы на двух уровнях: вербальном (логическом, сознательном) и невербальном (эмоциональном). К сожалению, мы больше внимания уделяем вербальной части общения, не придавая достаточного значения эмоциональной составляющей, хотя ее роль велика для осознания эмоций собеседника. Авторы книги обращают внимание на то, что для осознания эмоций другого человека действуют те же общие принципы, которые использовались для осознания своих эмоций. При этом они указывают на существование трех способов осознания эмоций другого человека: эмпатия, наблюдение за невербальной коммуникацией и вербальные способы.
После выработки навыков осознания и принятия своих эмоций и эмоций других людей С. Шабанов и А. Алешина предлагают приступить к процессу управления ими, опираясь на некоторые базовые принципы. Авторы подчеркивают, что все предлагаемые ими методы и технологии управления эмоциями будут работать только в том случае, когда мы примем для себя эти принципы и будем помнить о них. Также подчеркивается, что основополагающие принципы управления своими эмоциями и эмоциями других во многом схожи, но существуют и различия.
Друзья, надеюсь после прочтения книги «