Улучшение навыков невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация является важной составной частью эмоционального интеллекта. Известно, что хорошее общение является основой любого успешного сотрудничества, будь то личного или профессионального. При этом важно признать, что наше невербальное общение – это наша мимика, поза, жесты, зрительный контакт, тон голоса, которые говорят громче всего. Способность понимать и использовать невербальные коммуникации является важным инструментом, помогающим нам наладить хорошие отношения с другими.
В данной статье мы рассмотрим:
- Что такое невербальная коммуникация?
- Типы невербальной коммуникации.
- Как невербальная коммуникация может пойти не так?
- Эффективная невербальная коммуникация.
- Советы для чтения языка тела.
Что такое невербальная коммуникация (язык тела)?
При взаимодействии с другими людьми, мы постоянно обмениваемся друг с другом бессловесными, то есть невербальными сигналами. Причем они не прекращаются даже тогда, когда мы прекращаем говорить.
Зачастую то, что выходит из наших уст и то, что мы общаемся через наш язык тела – это две совершенно разные вещи. Когда сталкиваемся с этими смешанными и порой противоречивыми сигналами, мы должны сделать выбор: верить ли словесным или невербальным сигналам. И, конечно же, в большинстве случаев мы выбираем невербальные сигналы, потому что они представляют собой естественный, бессознательный язык, который транслирует в любой момент времени наши истинные чувства и намерения.
Почему невербальная коммуникация важна?
То, как мы слушаем, смотрим, двигаемся и реагируем на слова нашего собеседника, говорит о том, насколько мы правдивы и насколько хорошо слушаем. Если наши невербальные сигналы совпадают с нашими словами, то они повышают взаимопонимание, доверие и ясность. И, конечно, если не происходит такого совпадения, то порождается напряженность, растерянность и недоверие.
Если мы хотим стать хорошим коммуникатором, то должны стать более чувствительны не только к языку тела других людей, но и к своим собственным.
Невербальные сигналы могут играть пять ролей:
- Повторение: они могут повторить сообщение человека, которое он делает в устной форме.
- Противоречие: они могут противоречить сообщениям индивида, которые он пытается передать.
- Замена: они могут заменять собой устное послание. Например, глаза человека могут часто передавать гораздо больше информации, чем слова.
- Дополнение: они могут дополнять устное послание. Например: начальник, который похлопывает вас по спине в дополнение к похвале, может усилить воздействие вербального сообщения.
- Акцентирование: они могут подчеркнуть устное послание. Например, начальник стучит по столу, когда ругает подчиненного.
Типы невербальной коммуникации (языка тела)
Мимика. Человеческое лицо очень выразительно. Не говоря ни слова, оно в состоянии выразить наши бесчисленные эмоции: счастье, печаль, удивление, страх, отвращение, гнев и др. Мимика, в отличие от некоторых форм невербального общения, является более универсальной.
Движения тела и осанка. Подумайте, как воспринимают вас люди, когда вы сидите, ходите, стоите или как держите голову. То, как вы двигаетесь, несет в себе огромное количество информации.
Жесты. Жесты вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, маним, жестикулируем руками, используем их, когда спорим или оживленно говорим, то есть выражаем себя с помощью жестов, часто не задумываясь об этом. Тем не менее, смысл жестов в разных культурах и регионах может быть очень разным, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного их толкования.
Визуальный контакт. Для многих из нас зрительный контакт является наиболее важным типом невербальной коммуникации. Когда мы смотрим друг на друга, то сообщаем многие вещи, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение. Зрительный контакт также играет важную роль в поддержании хода беседы и для измерения реакции другого человека.
Прикосновение. Часто наше общение происходит через прикосновение. Подумайте о сообщениях, которые даются слабым рукопожатием, робким похлопыванием по плечу, теплыми «медвежьими» объятиями, обнадеживающим похлопыванием по плечу, покровительственным поглаживанием по голове или крепким рукопожатием.
Пространство. Думаю, вы замечали, что, когда ваш собеседник стоит слишком близко к вам, то вы при этом чувствуете некоторую неловкость. Ваш собеседник как бы вторгается в ваше пространство. У каждого из нас есть потребность в физическом пространстве. Она отличается в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи многих различных невербальных сообщений, в том числе сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.
Голос. Важно не только то, что вы говорите, но и то как говорите. Ведь, когда мы говорим, другие люди в дополнение к нашим словам «читают» наш голос. Они обращают внимание на темп, тон и интонацию голоса, как громко мы говорим и т.п. Поэтому надо изучать, как тон голос другого человека может указывать, например, на уверенность в себе, привязанность или сарказм, иронию, гнев и т.д.
Невербальное общение невозможно подделать
Вы, вероятно, слышали советы о том, как необходимо сидеть, как скрещивать руки, пожимать руку, чтобы утвердить свое превосходство или казаться уверенным. Однако надо иметь в виду, что такие фокусы вряд ли сработают. Это связано с тем, что вы не в состоянии постоянно контролировать свои истинные мысли и чувства. И чем больше вы будете стараться, тем с большим числом неестественных сигналов столкнется ваш собеседник, а это не в вашу пользу.
Как невербальная коммуникация может пойти не так?
То, как мы общаемся через язык тела, влияет на то, как другие видят нас, насколько хорошо они относятся к нам, действительно ли они доверяют нам. К сожалению, многие люди посылают запутанные или отрицательные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, то общение и доверие нарушаются.
Если вы хотите эффективно общаться, как в социальной, так и профессиональной области, важно понимать, как использовать и интерпретировать невербальные сигналы.
Создание условий для эффективной невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация является быстротекущим процессом, требующим вашей полной концентрации и внимания. Если при разговоре с кем-то вы заняты планированием, что дальше сказать, мечтаете или думаете о чем-то еще, вы почти наверняка упустите невербальные сигналы и другие тонкости в разговоре с собеседником. Вы должны быть постоянно сосредоточены на общении, чтобы полностью понять, что происходит.
Для улучшения невербальной коммуникации научитесь справляться со стрессом
Вопросам борьбы со стрессом на сайте уделен большой раздел «Стресс и здоровье». Обучение управлению стрессом в самые горячие моменты является одним из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить свои ??невербальные коммуникации. Стресс подрывает вашу способность общаться. Когда вы находитесь в состоянии стресса, у вас больше шансов на совершение ошибок в оценке других людей. Вы можете ввести в заблуждение собеседника своими невербальными сигналами за счет неправильной модели поведения. Кроме того, эмоции заразительны. Если вы расстроены, то очень вероятно, что это может передаться и к другим, а это может сделать плохую ситуацию еще хуже.
Если вы в стрессовом состоянии, лучше взять тайм-аут. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем перейти обратно к общению. После того как вы восстановите ваше эмоциональное равновесие, вы сможете лучше справиться с ситуацией в положительную сторону.
Как эмоциональная осведомленность укрепляет невербальную коммуникацию
Для того чтобы отправить точные невербальные сигналы, необходимо быть в курсе своих эмоций и как они влияют на вас. Кроме того, необходимо уметь распознавать эмоции других людей и их истинные чувства через сигналы, которые они посылают. Это и есть эмоциональная осведомленность.
Эмоциональная осведомленность позволяет:
- точно «читать» других людей, в том числе их эмоции и то, что они чувствуют и какие невысказанные сообщения они посылают;
- создать атмосферу доверия в отношениях, отправив невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами;
- ответить таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете их, заметили их сообщение и проявили заботу;
- знайте, если отношения отвечают вашим эмоциональным потребностям, то они дают вам возможность, либо восстановить отношения или двигаться дальше.
Советы для чтения языка тела и невербальной коммуникации
После того как вы научились справляться со стрессом и развили свою эмоциональную осведомленность, вы, естественно, станете лучше читать невербальные сигналы, посылаемые другими.
- Обратите внимание на несоответствия. Невербальная коммуникация должна укрепить то, что было сказано. Есть ли соответствие между словами, которые говорит человек и его языком тела? Например, он говорит вам «да», а своей мимикой «нет»?
- Обратите внимание на невербальные сигналы в совокупности. Не пытайтесь «прочитать» слишком много в одном жесте или каком-либо невербальном сигнале. Рассматривайте все невербальные сигналы в совокупности. Только учет всех невербальных сигналов позволит судить об их соответствии тому, что говорит вам ваш собеседник.
- Доверяйте своим инстинктам. Внимательно отнеситесь к своим внутренним чувствам. Если вы чувствуете, что кто-то проявляет не честность по отношению к вам или что-то складывается не так, вы, возможно, чувствуете несоответствие между вербальными и невербальными сигналами.
Если вы будете продолжать обращать внимание на невербальные сигналы, ваша способность общаться намного улучшится.
Невербальная коммуникация настолько важна, что трудно представить сходу. Если правильно настроиться, правильно себя вести, следить за мимикой и жестами, можно в простом разговоре заставить делать человека ну очень многое. Он будет трястись перед вами, как мышь перед змеёй.
Согласен с Вами, Александр. Благодарю Вас за комментарий.